Программа по оздоровлению и формированию здорового образа жизни обучающихся школы предполагает создание благоприятных условий для развития у обучающихся жизненно важной компетентности здоровьесбережения, создание особой образовательной среды, основанной на принципах современной культуры здорового и безопасного образа жизни, а также необходимости проведения в школе оздоровительных мероприятий. В соотве6тствии с Федеральным государственным образовательным стандартом необходимо формировать знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранения и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Целью деятельности Центра сопровождения обучающихся «Здоровье» является:
содействие педагогическому коллективу и администрации школы в создании условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся;
содействие всем участникам образовательного процесса в формировании здоровьесберегающей компетенции обучающихся, необходимой для приобретения устойчивой мотивации на здоровье, ценностной составляющей познавательного и эмоционального развития ребенка, достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы; формирования культуры здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Задачами являются: формирование у школьников здоровьесберегающей компетентности - умения сохранять свое здоровье; формирование знаний опасности зависимых форм поведения; осознание, что собственные нравственные ценности и убеждения влияют на здоровье человека. Одна из основных задач образовательной деятельности школы – развитие у ребенка способности адаптироваться в быстро меняющихся жизненных ситуациях.
В школе реализуется программа по оздоровлению и формированию здорового образа жизни обучающихся «Здоровье». Данная программа построена по принципу системы взаимосвязанных форм формирования здоровьесберегающей компетентности школьника.
Программа предусматривает спортивно-оздоровительную работу, создание планов по совместной работе школы со спортивными школами города, организацию и проведение занятий с обучающимися в специальных медицинских группах, интегрированные занятия с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Большое значение имеет работа социально-психологической службы по проблеме оздоровления, работа с родителями и общественностью, различные формы внеклассной и внешкольной проектной деятельности по формированию здоровьесберегающей компетентности.
Основные направления деятельности Центра сопровождения обучающихся «Здоровье»
В Центре сопровождения обучающихся «Здоровье» в течение дня работают следующие кабинеты:
Для реализации здоровьесберегающих технологий в школе также имеются:
Спецкурсы и занятия, проводимые специалистами Центра сопровождения обучающихся «Здоровье»
Психология общения |
5-е кл. |
Формирование эмоционально-волевой сферы у детей с нарушением слуха |
7в-8б кл. |
Профилактика школьной дезадаптации |
1,5 кл. |
Улучшение адаптации обучающихся к школе |
1-е кл. |
Снижение уровня тревожности обучающихся |
5-е кл. |
Занятия АФК (адаптивная физическая культура) |
1-11 кл. |
Занятия СМГ (специальная медицинская группа) |
1-11 кл. |
Формирование социальной компетенции школьников с ограниченными возможностями здоровья |
1-11кл. |
Индивидуальные программы сопровождения обучающихся с ОВЗ |
1-11 кл. |
Для создания условий становления физической культуры обучающихся модернизировано содержание образовательной программы по физической культуре. В школе проводятся спортивно-оздоровительные праздники, спартакиады, кроссы, соревнования школьных и дворовых команд по различным видам спорта, Дни Здоровья. Занятия физической культурой рассматриваются нами, прежде всего, относительно их роли в общем развитии и укреплении здоровья ребенка. Важным показателем успешности занятий является вовлеченность всех детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, в различные формы физической активности, адекватные состоянию здоровья каждого ученика.
Развитию здоровьесберегающей компетенции школьников способствует использование в образовательном процессе экологических здоровьесберегающих технологий и технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности: изучение предметов «Природа и экология Красноярского края» 5-8 кл. и «ОБЖ» 5-11 кл., а также организация и проведение экологических акций, участие школьных команд в районных и городских конкурсах «Безопасное колесо», «Дорога и мы», участие в учебных тренировках «Поведение в ЧС», совместная детско-взрослая проектная деятельность обучающихся 1-11 кл. по здоровьесберегающей тематике.
В образовательном процессе педагоги школы используют медико-восстановительные методики, приемы, способы:
Для родителей школьников организован педагогический лекторий. Специалисты ЦСО «Здоровье» посещают родительские собрания, участвуют в реализации проекта «Родительский клуб» (для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья). В летнее время на базе школы работает Летний оздоровительный лагерь для обучающихся.
Центром сопровождения обучающихся «Здоровье» осуществляется межведомственное взаимодействие: деятельность в качестве Базовой образовательной площадки КК ИПКиППРО кафедра здоровья и безопасности жизнедеятельности, организация и проведение семинаров по медико-психологическому сопровождению образовательного процесса для педагогов Свердловского района, города, края; совместная работа с КГМУ им. В.Ф.Войно-Ясенецкого, Институтом лечебного и профилактического питания, участие в Городском социальном форуме, Красноярских форумах «Здоровое питание – здоровая нация», «Общество дружелюбное к детям». Обобщение опыта, PR здоровьесберегающей деятельности школы специалисты ЦСО «Здоровье» осуществляют через СМИ - телевидение, периодическая печать, профессиональные издания.