План методической работы творческой группы по разработке уклада школы
Проект
«Школьный уклад как условие повышения качества образования»
Школьный уклад мы рассматриваем как механизм изменения практики воспитания и социализации, включающий в себя новые формы, методы воспитания, позволяющие развивать у учащихся актуальные для них навыки (социальный опыт). Идеей школьного уклада была выбрана идея взросления – процесс, который в реальной практике обучения часто затруднён не соответствующими возрасту формами и методами учебной деятельности и коммуникации
Проблема:
Цель: управление становлением уклада школьной жизни как института неформального (скрытого) содержания образования, направленного на развитие личностных универсальных учебных действия учащихся.
Основные задачи проекта:
разработка ритуалов перехода (ритуалов взросления) учащихся на новый уровень образования. При переходе из 4 в 5 класс учащийся получает статус «Человек коммуникативный», из 9 в 10 класс – «Человек самоопределяющийся».
Целевая группа проекта:
- обучающиеся
- родители
- учителя-предметники
- классные руководители
- администрация
Основная идея: уклад как исторический феномен содержит в себе скрытый потенциал воспитания человека, т.к. образец устоявшихся в нём норм деятельности и отношений опосредованно регулирует поведенческие и коммуникативные навыки человека, включённого в этот уклад. Поэтому уклад строится на таких принципах, как
- принцип общего смыслового поля;
- принцип мотивационной включённости;
- принцип системности;
- культуросообразности.
Средства реализации проекта
переход из функции в позицию «наставник», «ведущий переговоры», «куратор», «организатор со-бытия», др.
Результаты реализации проекта:
- разработаны и согласованы нормы школьного уклада;
- апробируются рефлексивные формы жизнедеятельности;
- апробируется технология наставничества;
- скорректированы программы, планы, положения, в которые включены образовательные результаты, имеющие социальное значение;
- созданы площадки для самовыражения учащихся;
- действуют переговорные площадки
Способы/средства/инструменты измерения результатов
Описание результатов наблюдения за коммуникацией участников образовательных отношений до и после их включения в создание стиля жизнедеятельности, основанного на гуманности и терпимости во взаимоотношениях.